Экспертное сообщество обратилось к заместителю премьер-министра с открытым письмом

Казахстанское экспертное сообщество обратилось с открытым письмом к заместителю премьер-министра РК, Роману Скляру с просьбой принять во внимание научные исследования и содействовать принятию технического регламента, регулирующего новую никотиносодержащую продукцию.  

 

 

Публичное письмо Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Р.Скляру

Уважаемый Роман Васильевич!

Казахстанское экспертное сообщество сторонников концепции снижения вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний в ответ на открытое письмо госпожи Садыковой Д., опубликованное на сайте nosmoke.kz от 29.07.2021 года сообщает следующее.

Работы над национальным техническим регламентом, в которой наши эксперты принимали активное участие, проводились с 2020 года. В ходе ознакомления с проектом и дальнейших обсуждений мы пришли к выводу о необходимости принятия национального технического регламента, который позволил бы установить требования безопасности к обращаемой на рынке Республики Казахстан никотинсодержащей продукции (изделия с нагреваемым табаком, электронные сигареты, вейпы и пр.).

Мы являемся авторами Концепции снижения вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний. Потребление никотина путем курения является одним из основных рисков развития рака легких, ХОБЛ и эмфиземы. Но мы также понимаем, что курение обусловлено никотиновой зависимостью, поэтому не каждый курильщик в состоянии отказаться от курения.  В этой ситуации никотинсодержащая продукция, потребляемая иным от курения способом, является приемлемым инструментом снижения вреда для здоровья человека. На наш взгляд, никотинсодержащая продукция имеет научно обоснованный потенциал снизить вред от курения. Однако потенциал снижения вреда может быть обеспечен только путем принятия более строгих технических требований по сравнению с курительными табачными изделиями (сигаретами) путем установления жестких требований к выделяемым веществам. В проекте технического регламента предъявляются требования к девяти (9) приоритетным вредным веществам по списку ВОЗ (CO, NO, NOx, формальдегид, ацетальдегид и пр.), тогда как к сигаретам только по трем (3) (смола, никотин и монооксид углерода).

Согласно многочисленным научным источникам в открытом доступе, содержание приоритетных вредных веществ по списку ВОЗ в аэрозоле никотинсодержащей продукции существенно меньше, чем в дыме традиционных сигарет. Однако в реальности, не все производители могут обеспечить образование меньшего количества вредных веществ, так как для этого необходимы дорогостоящие научные исследования и инновационные решения. Например, некоторые электронные сигареты выделяют значительно большее количество вредных веществ по сравнению с сигаретами. Именно поэтому задача технического регламента как раз состоит в том, чтобы регламентировать производство и состав продукции, тем самым обеспечить защиту здоровья потребителя, одновременно исключая продукцию, несоответствующую строгим требованиям.

К сожалению, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также непоследовательна в своей политике снижения вреда от курения. В частности, рекомендация VIII Конференции сторон ВОЗ Рамочной конвенции по борьбе против табака просит Стороны регулировать изделия с нагреваемым табаком также, как и курительные табачные изделия (запрет рекламы, спонсорства, ограничение несовершеннолетних и пр.). При этом, в рамках рекомендации не уточняется, что изделия с нагреваемым табаком следует относить к табачным изделиям, напротив, в указанной рекомендации сообщается о необходимости проведения дополнительных исследований в отношении рассматриваемой продукции. К сожалению, иное сообщается в других коммуникациях от ВОЗ. Исключительно запретительная политика ВОЗ за последние десятки лет не привела к существенному сокращению курящего населения, которое, опять же согласно ВОЗ, в 2025 году останется на уровне 1,1 млрд. человек.  В этой связи Казахстану необходимо ставить приоритет на национальный интерес – снизить вред от курения доступным и научно обоснованным способом.

Мы, являясь общественниками,  полностью поощряем проводимую профилактику с целью сокращения распространения табакокурения среди молодежи, запрет рекламы и маркетинговых активностей, однако отмечаем, что изделия с нагреваемым табаком относятся к отдельной категории – никотинсодержащей.

Такое утверждение подтверждается исследованием, выполненным Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий» по заказу Евразийской экономической комиссии на тему: «Проведение исследований рынка новых видов никотинсодержащей продукции, международной практики правового регулирования обращения такой продукции и разработка предложений по установлению в рамках Евразийского экономического союза обязательных требований к новым видам никотинсодержащей продукции и рекомендаций по механизмам их реализации».

Принимая во внимание указанное выше, мы находим дальнейшую эскалацию изложенной позиции сторонниками антитабачного движения крайне отрицательной, поскольку она игнорирует принцип снижения вреда и направлена на борьбу с продуктом, который может стать действенным инструментов в борьбе с эпидемией курения.

 

С уважением,

С уважением,

Члены Рабочей группы по снижению вреда факторов риска НИЗ:

Туменова Б.Н.,

Председатель Национальной Ассоциации по снижению вреда факторов риска для здоровья человека «Денсаулык»

 

Рахыпбеков Т.К.,

Д.м.н., профессор, Президент Национальной Ассоциации «Primary Health Care»

 

Курбанбаева Г.Т.,

Вице-президент Ассоциации предпринимателей Карагандинской области, зам. руководителя

экспертной группы по вопросам предпринимательства при межведомственной

Комиссии по вопросам развития предпринимательства Правительства РК,

заместитель Председателя Гражданского Альянса РК

 

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Новости
  • Экспертное сообщество обратилось к заместителю премьер-министра с открытым письмом