КОНФЕРЕНЦИЯ В ПОРТО

  1. Справка по декриминализации наркотиков в Португалии.
  2. Отчет по конференции в Порто, Португалия (28 апредя-1 мая 2019)г.

1.Декриминализация наркотиков в Португалии. Справка.

С 1 июля 2001 года на всей территории Португалии действует закон о декриминализации всех видов наркотических средств, включая кокаин и героин. Согласно новому законодательству, произошла «декриминализация», а не «легализация» наркотических средств. Таким образом, по закону хранение наркотиков в целях личного употребления и само употребление наркотиков по-прежнему запрещены, но нарушения этих запретов считаются исключительно административными и выведены из сферы уголовного права. Контрабанда наркотиков продолжает считаться уголовным преступлением.

Хотя другие государства Европейского союза разработали различные формы фактической декриминализации — когда употребление веществ, признанных менее серьезными (например, марихуаны) лишь в редких случаях ведет к уголовному преследованию — Португалия остается единственным государством-членом ЕС, где принят закон, четко провозглашающий наркотики «декриминализованными». Примечательно, что с 2001 года декриминализация пользуется в Португалии все большей популярностью. Если не считать ряда крайне правых политиков, то за отмену закона 2001 года выступают очень немногие политические движения страны. Несмотря на то, что многие ощущают, что для повышения эффективности португальской декриминализации необходимо провести бюрократические изменения, вопрос об обратной криминализации наркотиков, по сути, не стоит. Более того, ситуация не стала развиваться ни по одному из кошмарных сценариев, которыми стращали противники декриминализации до принятия закона, — от резкого роста употребления наркотиков среди молодежи до превращения Лиссабона в пристанище для «наркотуристов».

Политический консенсус в пользу декриминализации неудивителен в свете релевантных эмпирических данных. Эти данные указывают на то, что декриминализация не вызвала роста употребления наркотиков в Португалии, уровень которого по многим критериям принадлежит к числу самых низких в ЕС, в особенности по сравнению с государствами со строгими режимами криминализации. Уровень употребления после декриминализации остался примерно таким же или даже несколько снизился по сравнению с другими государствами ЕС, но уровень патологий, связанных с наркотиками, — таких, как заболевания, передающиеся половым путем, и смертельные случаи в результате употребления наркотиков — резко снизился. Эксперты в области политики по контролю за оборотом наркотиков приписывают эти позитивные тенденции расширившимся возможностям португальского правительства по предложению гражданам программ лечения, что стало возможным — по разным причинам — благодаря декриминализации.

Португальский закон 2001 года о декриминализации был введен в действие для пересмотра правовых рамок, охватывающих употребление всех видов наркотиков и психотропных веществ, а также то, что Европейский центр по мониторингу наркотических средств и наркомании определяет, как «медицинское и социальное благосостояние потребителей таких веществ без рецепта врача». Положение закона, официально устанавливающее режим декриминализации, изложено в статье 2 (1), где говорится:

Потребление, приобретение и хранение для собственного употребления растений, веществ или препаратов, упоминаемых в предыдущих статьях, представляют собой административное правонарушение (выделено нами).

Различие между типами наркотических веществ (так называемыми тяжелыми и легкими наркотиками) не проводится. Также не имеет значения, является ли употребление публичным или приватным. Теперь в Португалии личное хранение и употребление всех видов наркотиков — независимо от того, где и с какой целью, — декриминализовано. Как уже отмечалось, «декриминализация» не синонимична «легализации». По португальскому закону употребление наркотиков по-прежнему запрещено, но трактуется исключительно как административное правонарушение, а не уголовное преступление. Теоретически, нарушители могут быть оштрафованы на сумму от 25 евро до минимального размера оплаты труда. Но в законе четко прописано, что такие штрафы являются крайней мерой. В отсутствие свидетельств зависимости или рецидивов нарушений наложение штрафа должно быть отсрочено.

Согласно закону 2001 года, в каждом из 18 административных округов Португалии было создано не менее одной комиссии по разубеждению для контроля над административным разбирательством в отношении лиц, признанных виновными в употреблении или хранении наркотиков (в больших округах — как в том, который включает в себя Лиссабон, — создано более одной комиссии). В соответствии со статьей 7 закона о декриминализации каждая комиссия состоит из трех членов: один назначается министерством юстиции, а два других — совместно министром здравоохранения и правительственным координатором политики по контролю за оборотом наркотиков. Член комиссии, назначаемый министерством юстиции, должен быть по специальности юристом, а, по крайней мере, один из двух оставшихся (как правило, оба) — медиком или сотрудником социальных служб (врачом, психологом, социальным работником).

Даже при режиме декриминализации офицеры полиции, зафиксировавшие употребление или хранение наркотиков, обязаны выписать нарушителю уведомление о нарушении, но не имеют права арестовать его. Копия уведомления направляется в комиссию, и начинается административный процесс. Нарушитель, привлеченный к ответственности, является в комиссию в течение 72 часов после получения уведомления. Если комиссия обнаружит убедительные доказательства незаконного оборота наркотиков, то она передаст дело в уголовный суд.

То, какой эффект режим декриминализации возымел на обращение полиции с употребляющими наркотики, пока неясно и является источником определенных дебатов среди португальских экспертов по политике в области оборота наркотиков. Надо сказать, что есть такие офицеры полиции, которые, как правило, не вручают уведомления употребляющим наркотики, считая это бесполезным занятием, поскольку зачастую они не раз встречают на улице употребляющим наркотики привлеченного к ответственности нарушителя. В результате, такие офицеры решают, что вручение уведомления без ареста или угрозы уголовного преследования не имеет смысла.

Однако другие офицеры полиции, сталкиваясь с употреблением наркотиков, сегодня склонны к действиям в большейстепени, чем до декриминализации, поскольку они считают, что предлагаемое таким людям лечение гораздо более эффективно, чем превращение их в преступников (которые даже при режиме криминализации на следующий день, как правило, оказывались вновь на улице, но не имели реальной возможности пройти лечение). В одной работе 2007 года утверждалось:

Правоохранительные органы отнеслись к реформе в основном положительно — в особенности потому, что они восприняли декриминализацию и применение воспитательных мер и лечения как более эффективный ответ употребляющим наркотики лицам, чем прежний законодательный подход. Ключевые информанты сообщили, что правоохранительные органы уделяют все больше внимания профилактической работе с лицами, употребляющими наркотики[5].

Некоторые португальские чиновники, занимающиеся надзором над оборотом наркотиков, считают, что дихотомическая реакция офицеров полиции связана в основном с возрастными различиями: чем старше офицеры, тем более они склонны считать, что режим декриминализации делает вручение уведомлений пустой тратой времени, в то время, как более молодые офицеры считают административный процесс лучшим из имеющихся средств борьбы с наркоманией. В отсутствие квантифицированных негативных событий — то есть тех случаев, когда офицеры решают не вручать уведомления, считая, что это бесполезно, — неофициальные данные становятся самым надежным источником для оценки поведенческой реакции на декриминализацию.

Ясно одно: с начала действия режима декриминализации в 2001 году число дел, рассматриваемых в рамках административного процесса, медленно и более-менее стабильно повышалось, что свидетельствует (не доказывая этого) о том, что офицеры вручают уведомления с примерно такой же частотой, если не с большим энтузиазмом, как на момент вступления закона в действие (см. рис. 1)[6].

То, какие обстоятельства следует принять во внимание и какой вес они будут иметь при вынесении решения, остается в исключительном ведении членов комиссии. Предполагаемый нарушитель имеет право потребовать, чтобы выбранный им терапевт принял участие в процессе и чтобы для определения различных факторов, которые может принять во внимание комиссия, было проведено медицинское обследование.

Португальские и европейские чиновники, знакомые с процессом работы комиссий по разубеждению, подчеркивают, что сверхзадачей этого процесса является отход от «клеймения позором», которое происходит при уголовном разбирательстве. Каждый шаг этого процесса структурирован таким образом, чтобы не допустить акцентирования понятия «вины» или вообще ликвидировать его в контексте употребления наркотиков, а вместо этого подчеркнуть аспекты процесса, связанные со здоровьем и лечением.

Например, предполагаемый нарушитель, желая защитить свое право на частную жизнь, может потребовать, чтобы уведомление о разбирательстве не высылали ему домой. Члены комиссии сознательно избегают любых судейских атрибутов, и слушания специально структурированы таким образом, чтобы не напоминать суд. Члены комиссии одеваются неформально. Предполагаемый нарушитель сидит на одном уровне с членами комиссии — в отличие от залов заседаний судов с возвышениями для судей. Закон обязывает членов комиссии поддерживать полную конфиденциальность всего процесса разбирательства. Постоянно подчеркивается уважение к предполагаемому нарушителю.

Определяя, какие должны быть наложены санкции, и должны ли они быть наложены вообще, комиссия часто принимает во внимание серьезность употребленного наркотика. В качестве возможной санкции за хранение марихуаны EMCDDA предлагает «условное наказание с испытательным сроком»[7].

Политическим стимулом к декриминализации послужило представление, согласно которому злоупотребление наркотиками — как само по себе, так и в виде сопровождающих его патологий — становится неконтролируемой социальной проблемой, а главными препятствиями на пути эффективной государственной политики по решению этих проблем являются созданные режимом криминализации барьеры в области лечения и отток ресурсов. Иными словами, шаг в направлении декриминализации был сделан не потому, что злоупотребление наркотиками представлялось несущественной проблемой, а в силу консенсуса относительно того, что эта проблема крайне серьезна, что криминализация усугубляет проблему и что эффективный ответ государства может быть обеспечен лишь путем декриминализации.

На самом деле, декриминализация в Португалии произошла только после проведения Комиссией по выработке национальной стратегии в области борьбы с наркотиками (Comissão para a Estratégia Nacional de Combate à Droga) масштабного исследования. Эта комиссия была создана «в ответ на быстрое увеличение масштаба проблемы наркотиков в 1990-е, связанное с употреблением героина, но не ограничивавшееся им»[16].

Примечательно, что изменения, внесенные в 2001 году в португальское законодательство, были призваны совершить «радикальную переориентацию на снижение вреда», а «флагманом этих законов является декриминализация употребления и хранения наркотиков в целях употребления»[17].

В своем докладе 1998 года эта комиссия окончательно рекомендовала декриминализацию в качестве оптимальной стратегии борьбы с нарастающими проблемами злоупотребления и зависимости в Португалии. Комиссия подчеркнула, что целью стратегии декриминализации является снижение уровня употребления наркотиков и злоупотребления ими. Таким образом, как отмечалось в ее докладе, рекомендации были направлены на следующее:

— переориентация на первичную профилактику;

— повышение качества и расширение потенциала систем медицинской помощи наркоманам для обеспечения доступа к лечению всем наркоманам, стремящимся к лечению;

— создание необходимых механизмов, позволяющих компетентным органам принимать такие меры, как добровольное лечение наркоманов в качестве альтернативы тюремному заключению[18].

Комиссия постановила, что легализация как альтернатива простой декриминализации не является жизнеспособным вариантом в значительной мере в связи с тем, что многочисленные международные договоры «обязывают государства вводить в национальное законодательство» запрет на употребление наркотиков. Декриминализация находилась в рамках этого запрета, поскольку португальское законодательство по-прежнему запрещало употребление, но уже не классифицировало его как уголовное преступление.

После публикации доклада Комиссии в 1999 году Совет министров федерального правительства одобрил его текст практически полностью. В 2000 году совет выработал собственные политические рекомендации, которые соответствовали рекомендациям Комиссии и включали в себя предложение по полномасштабной декриминализации.

Поскольку и комиссия экспертов и правительство в общем и целом выступили за подход по снижению вреда и конкретно за декриминализацию, это предложение встретило сравнительно небольшое политическое сопротивление. Вслед за этим в октябре 2000 года португальский парламент при поддержке президента страны принял закон, в полной мере претворяющий в жизнь рекомендации совета, и с 1 июля 2001 года декриминализация вступила в силу.

Интервью с португальскими чиновниками, работающими в сфере контроля за оборотом наркотиков, подтвердили, что до декриминализации самым значительным препятствием на пути лечения страдающих наркозависимостью был вызванный криминализацией страх наркоманов перед государственными чиновниками. Жуан Кастел-Бранку Гоулан (João Castel-Branco Goulão), руководитель главного португальского ведомства, занимающегося выработкой политики по контролю за оборотом наркотиков, Института наркотиков и наркомании (Instituto da Droga e da Toxicodependência, IDT), подчеркнул, что до декриминализации 2001 года главным вызовом для него был страх наркоманов перед лечением — особенно, предлагаемым государственными ведомствами, — поскольку они боялись, что их арестуют и привлекут к уголовной ответственности. Одним из главных обоснований декриминализации было то, что она должна была разрушить этот барьер, позволив предлагать наркоманам эффективные варианты лечения при том, что те больше не будут бояться уголовного преследования. Более того, декриминализация высвободила ресурсы, которые можно было перенаправить на лечение и другие программы снижения вреда.

Другим обоснованием декриминализации было то, что отказ от «клеймения позором», с которым связано уголовное преследование лиц, употребляющих наркотики, должен был устранить важнейший барьер, стоящий на пути тех, кто хочет вылечиться. Даже в тех странах, где употребление наркотиков, как правило, не карается тюремным заключением, — как в Испании — позор, связанный с тем, что человека судят как преступника, сохраняется. «Португальская политика непосредственно направлена на недопущение общественного осуждения»[19].

До декриминализации уголовное преследование — и, безусловно, тюремное заключение — тоже было редкостью, но не чем-то неслыханным. Порой применение уголовного процесса в отношении обвиненных исключительно в употреблении наркотиков было почти таким же частым, как и в отношении лиц, обвиненных в наркоторговле (см. рис. 3)[20]. Таким образом, страх гражданина перед тем, что его объявят наркоманом, был огромен, а позор, с которым связывались такие обвинения, играл существенную роль даже в отсутствие тюремного заключения.

Действительно, интервью с португальскими чиновниками и экспертами по политике в области надзора над оборотом наркотиков подтверждают, что они поддерживали декриминализацию вовсе не вопреки своей убежденности в том, что она приведет к росту употребления. На самом деле, они поддерживали декриминализацию как лучший вариант минимализации всех проблем, связанных с наркотиками, включая наркоманию:

Никто не ожидает, что декриминализация повысит доступность наркотиков или приведет к росту употребления новых их типов. Однако распространена убежденность в том, что декриминализация усиливает необходимость в профилактических мерах — например, по информированию общественности о том, что декриминализация не оправдывает употребление наркотиков.

...Существует консенсус относительно того, что декриминализация, устраняя общественное осуждение употребляющих наркотики, подтолкнет большее число таких людей к лечению, тем самым повысив потребность в лечении[21].

Иными словами, в Португалии декриминализация никогда не воспринималась как уступка неизбежности злоупотребления наркотиками. Наоборот, она считалась и продолжает считаться самой эффективной государственной политикой по снижению уровня наркомании и сопутствующих ей проблем. По этой причине в Национальном плане по борьбе с наркотиками и наркоманией на 2005–2012 годы (подготовленном в 2004-м) основное внимание уделяется уже осуществляемым стратегиям профилактики, снижения спроса и наносимого вреда, а также максимализации лечебных ресурсов и доступности лечения для тех, кто к нему стремится.

Несмотря на сохранение больших различий в политике стран ЕС по контролю за оборотом наркотиков, в общем и целом в Европейском союзе появилось несколько четко отслеживаемых тенденций, касающихся, прежде всего, того, как закон должен трактовать употребление наркотиков в личных целях. Хотя большинство государств ЕС продолжает видеть в этом проблему уголовного характера, многие страны начинают все активнее выступать за подход, в центре которого находится здоровье людей, и считать употребление наркотиков в личных целях медицинской, а не уголовной проблемой.

Несмотря на то, что в настоящее время криминализация остается господствующим подходом, в последние несколько лет все государства ЕС приняли общие принципы выработки политики по контролю за оборотом наркотиков. EMCDDA описывает этот консенсус аббревиатурой «ГБФ» — глобальный, сбалансированный, основанный на фактах подход к политике по контролю за оборотом наркотиков. В этой формулировке «глобальный» означает признание того, что все аспекты политики по контролю за оборотом наркотиков — профилактика и борьба с наркоторговлей — требуют международных усилий. «Баланс» требует как чувства пропорции, так и примерно одинакового внимания к снижению предложения и спроса. Подход, основанный на «фактах», означает, что все политические суждения должны опираться на эмпирические данные и исключать моральные и идеологические соображения.

Эта тенденция очевидна не только в постепенном фактическом отходе от криминализации малых объемов марихуаны, но и во все большем принятии на вооружение в разных странах ЕС еще более неоднозначной политики «снижения вреда». Как отмечается в отчете EMCDDA за 2007 год,  исторически тема снижения вреда была более противоречивой. Это начинает меняться, и в настоящее время снижение вреда как часть широкого пакета мер по снижению спроса, похоже, становится более явной частью европейского подхода. Это очевидно благодаря тому фактеу, что и лечение с помощью опиодов-заместителей, и программы обмена игл и шприцев имеют место практически во всех государствах-членах ЕС...[27]

За 10 лет доступность мер по снижению вреда — таких, как лечение с помощью опиодов-заместителей, выросла в странах ЕС в 10 раз[28].

Как отмечалось выше, фактическая декриминализация произошла и в других странах ЕС, однако они официально не объявили употребление наркотиков «декриминализованным». Например, в Испании «лицо, употребляющее наркотики, предстанет перед уголовным судом, но никогда не будет посажено за это в тюрьму»[29]. Более того, в испанском законодательстве о надзоре над оборотом наркотиков существует двусмысленность, поскольку публичноеупотребление наркотиков запрещено, а частное — нет. Органы законодательной власти сохраняют эту двусмысленность.

Фактическая декриминализация в иных формах произошла в Германии, один из судов которой постановил, что правомерность тюремного заключения за хранение малого количества наркотических средств сомнительна с конституционной точки зрения, и в Люксембурге, где единственным наказанием за употребление марихуаны является штраф. Тем не менее Португалия остается единственным государством ЕС, осуществившим явную декриминализацию, а в ЕС продолжает господствовать криминализационный подход к большинству правонарушений, связанных с наркотиками.

С тех пор, как Португалия осуществила в 2001 году свою схему декриминализации, употребление наркотиков во многих категориях фактически снизилось, если брать абсолютные величины, а в других категориях повысилось незначительно или умеренно. Не произошло ни одного из тех ужасных событий, которые предсказывали противники декриминализации в Португадлии и которыми обычно стращают противники декриминализации во всем мире. Во многих случаях имело место прямо противоположное, поскольку при режиме декриминализации употребление наркотиков по многим важным категориям снизилось, а связанные с наркотиками социальные пороки оказались гораздо более контролируемыми.

Реальные последствия декриминализации в Португалии можно понять, лишь сравнив тамошнюю ситуацию с другими государствами ЕС и мира (такими, как Соединенные Штаты, Канада и Австралия), в которых продолжается криминализация наркотиков даже для личного употребления. И практически по каждой сколько-нибудь значимой категории Португалия показывает лучшие результаты, чем огромное большинство других

На момент введения режима декриминализации проблема наркотиков в Португалии была значительной в силу высокого уровня употребления наркотиков и cвязанных с ним последствий. Главном образом это было связано с употреблением героина, а одной из важнейших конкретных проблем являлось внутривенное употребление наркотиков, с которым связаны риски заражения ВИЧ/СПИД и вирусным гепатитом[41].

Этому снижению, отмеченному в Португалии после декриминализации, в 1990-е годы предшествовал значительный рост проблем, связанных с наркотиками. Все 1990-е годы число арестов за правонарушения, связанные с наркотиками вообще и употреблением героина в частности, стабильно росло[42]. К 1998 году более 60% арестов за правонарушения, связанные с наркотиками, производилось за хранение, а не за продажу или хранение с целью продажи. Также значительно выросло и количество наркотиков, конфискованных за это десятилетие[43].

В 1990-е годы, то есть до декриминализации, коэффициенты распространенности в почти по каждой категории наркотиков и по общему уровню употребления наркотиков были выше, чем после 2001 года[44]. Более того, с 2001 года также стабильно снижался объем незаконного оборота наркотиков, измеряемый числом осужденных за данное правонарушение (см. рис. 7)[45].

Ни одно из опасений, озвучивавшихся противниками декриминализации в Португалии, не оправдалось, в то время, как многие преимущества, которые, по мнению разработчиков португальской политики по контролю за оборотом наркотиков, должно было дать создание режима декриминализации, действительно были достигнуты. Хотя употребление наркотиков, зависимость от них и связанные с этим патологии во многих государствах остаются на очень высоком уровне, в Португалии после 2001 года накал этих проблем — практически по каждой релевантной категории — либо сдерживается, либо ощутимо снижается. В ряде ключевых демографических сегментов уровень употребления наркотиков в рамках декриминализации снизился в абсолютном выражении, несмотря на то, что в масштабах ЕС уровень употребления продолжает расти — даже в тех странах, которые проводят самую жесткую политику криминализации хранения и употребления наркотиков.

Освободив своих граждан от страха перед судебным преследованием и тюремным заключением за употребление наркотиков, Португалия смогла более эффективно направлять наркоманов на путь лечения. Ресурсы, предназначавшиеся ранее на судебное преследование и содержание наркоманов в тюрьме, теперь выделяются на программы по лечению наркозависимых. Такое развитие событий, наряду с принятием Португалией подхода, направленного на снижение вреда, позволило резко улучшить ситуацию с преодолением социальных недугов, связанных с наркотиками, включая смертность в результате употребления наркотиков и распространение болезней, связанных с наркотиками. В идеальном случае программы лечения должны были бы быть строго добровольными, но португальская программа безусловно предпочтительнее криминализации.

Португальцы убедились в плюсах декриминализации, и поэтому ни одна политическая сила в Португалии не призывает всерьез к возвращению в рамки криминализации. Чиновники португальского правительства, ответственные за политику по контролю за оборотом наркотиков, почти единодушно считают, что декриминализация позволила создать гораздо более эффективный подход к контролю над проблемой наркомании и связанными с ней социальными проблемами. Поскольку имеющиеся данные демонстрируют их правоту, португальская модель должна быть внимательно изучена высшими должностными лицами всех стран мира.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ В ПОРТО, Португалия

28 апреля – 1 мая 2019г.

Harm Reduction International

«ЛЮДИ ПРЕВЫШЕ ПОЛИТИКИ»

Конференция была посвящена вопросам декриминализации наркотиков. В 2001 г. Португалия приняла закон о декриминализации (2001г.), саму идею на политическую арену запустили в 1999г. Т.о., в текущем 2019 г. Португалия отмечает 20-летие политики декриминализации. Результат декриминализации: сокращение связанной с наркотиками смертности и заболеваемости и увеличение спроса на лечение от наркозависимости.

На конференции рассматривались вопросы уникального португальского опыта, анализировались  его результаты, а также обсуждались вопросы декриминализации наркотиков в разных странах мира.

В церемонии открытия приняли  участие:

- Наоми Бурке-Шайн (Harm Reduction International, Исполнительный директор)

- Жозе Кейрос

- Мишель Башеле (верховный комиссар ООН по правам человека)

- Др. Ракель Дуарте (министр здравоохранения Португалии)

- Проф. Александр  Кинтанилха (Президент Парламентского Комитета по образованию и науке; Председатель Комиссии по выработке национальной стратегии по борьбе с наркотиками)

- Д-р Рикардо Баптиста Лейте (член Парламента РК, Президент глобальной парламентарской сети)

- Руи Коимбра Мораис

- Жорже Фернандос  Бранко де Сампайо – бывший Президент Портургалии (1996-2016), член Глобальной комиссии по наркополитике

Мишель Башеле:  Декриминализация тесно связана с правами человека.  Наркоманы – это не преступники, а пациенты.  Любое нарушение их прав  должно быть наказуемо.  А те, кто их преследует и кошмарит, должны сами быть наказаны. Каждый случай должен быть тщательно расследован, рассмотрен судом и виновные должны понести наказание.

Профессор Александр Кинтанилха:  Опыт Португалии показал, что декриминализация наркотиков в стране полностью зависит от политической воли руководства страны. 20 лет назад тогдашний президент Португалии Хорхе Сампайо, в очень сложной обстановке,  взял курс на декриминализацию наркотиков в стране.  После чего поручил провести масштабное исследование.  В то время Португалии была очень сложная социальная обстановка, страна выступала перевалочным пунктом наркотрафика из Африки и Азии в Европу. Количество наркоманов росло с каждым годом, а вместе с ними росла смертность, сопутствующие болезни, преступность, коррупция. В 2001 г.  парламент Португалии принял закон о декриминализации.  Вначе гос.аппарат, в особенности правоохранительные органы, отнеслись к реформе, с опасением, однако постепенно все изменилось и в настоящее время очевидно, что декриминализации дала очень хорошие результаты и сейчас и властные структуры и общество целиком и полностью поддерживают декриминализацию.  Когда его (профессора с мировым именем, португальца по происхождению, много лет работавшего в Беркли) Президент де Сампайо пригласил возглавить исследование по наркополитике м декриминализации, он и понятия не имел, о чем это, т.к. был далек от данной темы.  Но счел своим патриотическим долгом откликнуться на призыв, и принял предложение.  Через 2 года исследование было завершено и представлено на рассмотрение португальского парламента.  Парламент тоже не сразу принял этот закон, т.к. царило всеобщее предубеждение против декриминализации.  После бурных дебатов, и при политической поддержке Президента Португалии, закон о декриминализации был принят. И сегодня 20 лет спустя, совершенно очевидно, что Президент де Сампайо оказался прав и выбрал верный курс. Это было непростое решение, и для такого решения самое главное – это политическая воля лидера, его дальновидность и личное мужество, приверженность выбранному курсу  и готовность брать на себя ответственность и отстаивать свою позицию перед лицом неприятия со стороны бюрократического аппарата и неоднозначного отношения общества.  Потом надо понимать, что наркотики относятся к сфере медицины  – это сильная зависимость. Это такая же зависимость,  как интернет, или еда, или табакокурение, или алкоголь, шопомания и т.д. И наркоман – это не преступник, а пострадавший, пациент, которому надо помочь, надо лечить.

Д-р Ракель Дуарто, министр здравоохранения Португалии.

Декриминализация – это генеральный курс. Не стоим на месте, развиваем дальше, в рамках снижения вреда. Программы обмена шприцев действует повсеместно, снизились показатели смертности из-за наркотиков и сопутствующие заболевания, прежде всего ВИЧ/СПИД, ТБ, гепатит С. Сегодня в Португалии есть комнаты безопасного употребления наркотиков, где наркоманы могут употреблять наркотики под присмотром врача и медперсонала, таким образом исключается возможность смерти вследствие передозировки  и передачи инфекции из-за нестерильного шприца. Кроме того, скоро будет мобильный пункт безопасного употребления наркотиков. Подтверждаем приверженность курсу декриминализации и снижения вреда.  

Д-р Рикардо Баптиста Лейте, член Парламента Португалии, Президент Глобальной парламентерской сети.  

Есть разные факторы, способствующие наркопотреблению: культурные, социальные, экономические, психологические.  Из них самым важным является культурный фактор, т.к. именно он определяет наши действия.  Будет человек потреблять наркотики или нет, во многом определяется культурными пресуппозициями.  Самое трудное – это совершить культурный сдвиг. В том числе и в восприятии того или иного явления, например наркоманов.  В результате проведения декриминализации в Португалии, можно сказать что в обществе произошел культурный сдвиг в восприятии наркоманов, их перестали воспринимать в качестве преступников, а видят в них пациентов, которым необходимо лечение и социальная реабилитация. И это самое главное и самое сложное.

 

Президент Португалии Жорже Фернандо Бранко де Сампайо (1996-2006). Португалия была первой страной, которая ввела декриминализацию.  Несмотря на сопротивление со стороны правоохранительных органов, некоторых чиновников и депутатов, закон был принят.  Сейчас полицейские очень поддерживают идею декриминализации.  В целом, 1 поколение полицейских должно смениться, молодые легко поддерживают.  Самое главное, в обществе изменилось восприятие наркоманов как преступников, отношение резко отрицательное сменилось на вполне сочувственное понимание, что наркоман – это не преступник, а жертва, пациент, которого надо лечить, а не наказывать. Результат декриминализации: сокращение связанной с наркотиками смертности и заболеваемости и увеличение спроса на лечение от наркозависимости.

Если что-то получилось в одной стране, значит, это может получиться в любой другой стране, главное – принять политическое решение.  В настоящее время продолжает заниматься темой наркополитики, является членом глобальной комиссии по наркополитике, куда входят бывшие главы государств и международных организаций, например Кофи Ананд. Обратил внимание, что в июне с.г. выходит ежегодный доклад Глобальной комиссии по наркополитике, рекомендовал ознакомиться.

Мэри Чинери-Хессе, Западно-Африканская Комиссия по наркотикам.

Ситуация по наркотикам в Западной Африке, как и в Африке в целом, тяжелая. Наркотрафик растет, как следствие процветает коррупция, криминальные группировки, экстремисты всех мастей, социально-экономические проблемы.  Наркоманов много, но необходимо правильное отношение к ним, понимание, что они не преступники, и не надо их стигматизировать и наказывать, им надо помогать, как слабым, больным, зависимым людям. Происходит демонизация наркоманов и наркотиков,  что частично связано с культурными традициями в некоторых частях Африки, где некоторые наркотически средства, например, коноплю, связывают с проведением каких-то магических ритуалов и пр.  В целом характерно применение агрессивных мер по отношению к наркопотребителям, необходимо ввести более гуманные подход, в частности  провести декриминализацию. При разработке наркополитики, необходимо изучение мирового опыта, в частности очень успешной португальской модели, разработать единые стандарты, тщательное изучение и отбор лучших мировых практик. Декриминализация позволит обеспечить безопасность и устойчивое развитие.  «Наркотики погубили много жизней, но неправильная политика в области наркотиков, погубила еще больше жизней» (Кофи Ананд).

Раффи Лерма, Филиппины.  

В стране идет война, под благородной вывеской борьбы с наркотиками, сводят счеты с политическими оппонентами, происходят массовые убийства, вопиющие нарушения прав человека.  Много жертв (убитых) среди населения, в первую очередь в бедных семьях. Профиль филиппинского наркопотребителя: мужчина, бедный, убит во время полицейского беспредела. Правозащитники считают, что жизненно важно бороться с криминализацией и стремиться провести декриминализацию в стране.

Имани Робинсон, США.  

В США ситуация прямо противоположная Португалии.  Действуют закон о криминализации наркотиков.  Сильное предубеждение против черных и цветных: если ты не белый, а цветной, значит ты автоматически считаешься наркопотребителем, а если ты наркоман, значит ты преступник.  Большинство черных и цветных бедные и наркозависимые, лишены всякой перспективы. Мы устали от такой безысходности, считаем в США необходимо отменить действующий закон о криминализации наркотиков.  Употребление наркотиков – это не преступление, что только вред.  Поэтому надо снижать этот вред, а не наказывать за преступление.

Дэвид Бадкок, США.  

К сожалению, в США действует Закон о криминализации наркотиков.  Однако он не способствует улучшению ситуации с наркотиками.  США лидирует по наркопотреблению, и количество только растет каждый год, а вместе с ними смертность от наркотиков и  сопутствующие заболевания. В результате этого закона, сотни и тысячи  попадают в категорию преступников, затем стигматизируются, маргинализируются, несут уголовное наказание, подвергаются жестокому обращению.  Отмена этого закона позволит улучшить жизнь миллионов людей в США.

Джон-Петер Кулс, Нидерланды. 

Работает по программе КАДАП в странах ЦА. Режим правления в странах ЦА – авторитарный или диктаторский.  Соседство с Афганистаном, широкое распространение наркотиков, коррупция.  Два направления 1) контроль на границе 2) образовательный компонент. В целом, в странах ЦА милитаризованный подход к наркополитике.  КАДАП стремился ввести понятие наркополитики, основанной на доказательствах. В основном проводят тренинги и региональные конференции. Следующий этап 1) необходимость законодательной реформы 2) модернизация существующей советской системы.

Рик Лайнс, США: 

Понятие человеческого достоинства и наркоконтроль.  Политика наркоконтроля  усиливает общие контролирующие функции государства и укрепляет позиции государства по отношению к личности в целом. Ключевым моментом здесь является понятие человеческого достоинства. Сегодняшние реалии в США таковы, что если вы не употребляете наркотики, то за вами признают право на человеческое достоинство.  А наркопотребителей этого права лишают. Если человек отказывается от наркотиков, то его в этом праве восстанавливают.  Таким образом, получается, наркоконтроль подрывает человеческое достоинство. Абсолютно необходимо защищать человеческое достоинство от посягательств со стороны государства.

Магдалена Дабковска, Польша.

В этом секторе нет финансирования со стороны государства и международных доноров. В  то же время постоянно говорят о необходимости выстраивать диалог государства и гражданского общества, однако при полном отсутствии финансирования, государство в этом диалоге выигрывает. Необходимо также вовлекать в дискуссию все заинтересованные стороны и национальные правозащитные организации.

Родни Холком, США. 

30% взрослого населения США осуждены за те или иные  преступления. Многие осуждены за употребление наркотиков, или даже просто по подозрению (например, чернокожие или цветные). Последствия этого они испытывают всю жизнь. Многие из них не могут вследствие этого найти работу, подвергаются дискриминации, психологическому стрессу и стигматизации, маргинализируются.  Необходимо решать эту проблему. 1) Законодательные реформы. Необходима социальная реабилитация этой категории граждан и защита их прав и интересов.  Например, многие частные компании публикуют списки лиц, осужденных за те или иные преступления, надо законодательно обязать их убрать со своих вебсайтов эти списки. 2) образовательные программы. Люди должны больше знать о правах человека. 3) провести декриминализацию наркотиков.  Из-за этого законы, многие наркопотребители становятся людьми 2-го класса в США.

Сесиль Казачкин, Канада.  

Сопротивление=Жизнь.  В 2016 году в Канаде было всего 2 центра безопасного наркопотребления, сегодня их насчитывается 60.  Они были открыты при поддержке гражданского сектора, который мобилизовался для защиты этих центров от посягательств со стороны властей.  Вообще, этот вопрос чрезвычайно чувствителен к политическому контексту.  Например, если в последние годы правительство Онтарио поддерживало такие центры, то недавно избранное правительство занимает другую позицию, и выживут ли эти центры во многом зависит от гражданской позиции общества, которое за декриминализацию, несмотря на то, что власти против декриминализации.

Фернандо Пауло, директор социальной службы Порто. 

В Португалии мы рассматриваем наркотики как социально-политический вопрос. Это не преступление, это медицинская проблема. Большая социальная работа проводится. В первую очередь образовательные программы, объясняющие вред для здоровья, необходимость контроля факторов риска для здоровья, важность программ снижения вреда. В городе много бездомных и мигрантов. Проводится работа по их интеграции.  Предпочтение отдается профилактике и предупреждению, а также лечению от наркозависимости.  Лучше вкладывать в эти сферы, чем потом в содержание тюрем и заключенных, а также необходимость лечить сопутствующие заболевания.  Также рассматривается открытие центра безопасного употребления наркотиков в городе.

Начальник полиции города Порто. 

Мы рассматриваем работу полицейских как на 10% состоящей из ловли преступников, а на 90% - социальной работы. Из всех секторов общества и гос. аппарата, тяжелее всего принятие декриминализации было в правоохранительной среде.  Практика показала, что понадобилось 1 поколение полицейских, чтобы сменилось восприятие наркопотребителей в среде полицейских и чтобы они воспринимались как пациенты, а не как преступники.   

Ханна Хетцер, США.  

В США лидирует по количеству наркопотребителей.  Много проблем, связанных с наркопотреблением.  Существующая политика в области наркотиков является негуманной, неадекватной, неэффективной. Надо заменить ее той, что соответствует запросам людей, служит людям, а не кошмарит их. Необходимо рассматривать наркопотребление прежде всего как медицинскую проблему, надо выработать скоординированную стратегию, включающую себя всеобъемлющую политику по секторам (здравоохранение, социальная сфера, полиция и пр.), профилактика, лечение, ЧП, снижение вреда, образовательные программы, кризисный центр, центр занятости. Криминалимзация не должна быть ответом. Адекватный ответ со стороны государства – это декриминализация.  Декриминализация – это не просто возможность, это насущная потребность и назревшая необходимость.

Украина.  

Год назад, в г. Сумы был открыт центр безопасного употребления наркотиков.  Решение было принято на муниципальном уровне, хотя это и противоречит национальному законодательству. Шведский НПО поддержал финансово.  Т.о., этот опыт показывает, что изменения возможно вводить на муниципальном уровне, а затем уже пытаться повторить успех на национальном уровне. Другой пример – программа обмена шприцев в Киеве и Одессе была реализована также на муниципальном уровне при финансовой поддержке фармфирм. Если есть подтвержденный положительный опыт и очевидна его эффективность в решении какой-либо задачи, то возможно вводить изменения сначала на муниципальном уровне.

Жанетте Баулз, Филадельфия.  

Исследовательская работа в среде наркопотребителей должна проводиться на принципе равный-равному.  Это единственно эффективный путь проникнуть в закрытое для исследователей сообщество и получить достоверную информацию.  

Скотт Нойфелд, Ванкувер.  

Здесь проводят очень много различных исследований (до 60000 в год), т.к. в городе сосредоточено много социальных служб. Также много этнических групп, коренных жителей Америки (индейцев), а также различных сообществ, которые враждебно относятся к чужакам. Исследования ассоциируются у них с колонизацией, эксплуатацией, ложными надеждами, потерянным попусту  временем, стигмой.  Поэтому при работе с целевой группой, лучше всего выбирать информаторов из их среды. Необходимо регулярно проводить семинары для них (5 семинаров, по одному раз в неделю), объяснить в чем состоит их работа, на что следует обращать внимание при сборе информации или проведении опроса. При этом очень важно платить им деньги, причем именно наличкой.  Вообще, проводить исследования в закрытых сообществах, в том числе среди наркоманов, чрезвычайно сложно.  Учитывая высокий уровень безработицы среди них, важно привлекать их, работая по принципу равный-равному, при этом они приобретают определённые навыки.  Также важно поддерживать связь с ними и после окончания исследования, сообщать им о результатах, разъяснять им суть и последствия.  Для таких исследователей, работающих с закрытыми сообществами, включая наркоманов, необходимо выделять больше стипендий, грантов, возможностей для публикации и посещения международных конференций.  

В церемонии закрытия приняла участие заместитель Исполнительного Директора UNAIDS  Dr.Shannon Hader. 

Абсолютная приверженность декриминализации, стремление к нулевой дискриминации. Именно декриминализация привела к снижению показателей связанных с ВИЧ, устранить стигму, психологическую травму, смертность. Подход, основанный на защите здоровья и снижении вреда.  Снижения вреда является интегральной составляющей декриминализации.  «Наркотики разрушили и погубили много жизней, однако неправильная политика в области наркотиков также разрушила и погубила много жизней» (Кофи Ананд).

Проф. Карл Харт, Колумбийский университет. Употреблять наркотики или нет – личный выбор каждого, его неотъемлемое право.  Если в стране проживания действует неправильный, плохой закон в области наркотиков, у наркопотребителей есть право не подчиняться такому закону. Надо требовать от своего правительства отмены такого закона, который нарушает права наркопотребителей. А вообще надо брать выше и сотрудничать непосредственно  с Глобальной комиссией по выработке политики в области наркотиков.